DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Рынок ремонта и строительства дорог в России сократился на четверть

Структуры государственной и муниципальной власти в январе – августе 2025 г. заключили 23 300 контрактов (в рамках 44-ФЗ) на строительство и ремонт автомобильных дорог на общую сумму 1,02 трлн руб. Об этом говорится в данных сервиса «Контур.Закупки». Данные значения на 25 и 11% соответственно меньше, чем за тот же период 2024 г.

Затраты закупщиков за восемь месяцев в этом году оказались ниже по сравнению не только с прошлым, но и двумя предыдущими годами, следует из данных сервиса. В частности, в январе - августе 2023 г. было проведено 28 700 тендеров на 1,24 трлн руб., 2022 г. - 29 900 тендеров на 1,48 трлн руб.

Несмотря на уменьшение числа контрактов в отчетном периоде, средний чек одной закупки вырос и составил около 44 млн руб. в 2025 г. против 37 млн руб. годом ранее (+19%). Это указывает на укрупнение контрактов при общем снижении их количества, отмечает эксперт сервиса «Контур.Закупки» Василий Данильчик.

На оставшиеся месяцы 2025 г. дополнительно запланировано 5200 закупок на 355 млрд руб., следует из данных сервиса. Их реализация может прибавить к текущему объему около 35% в деньгах, доведя показатель года до примерно 1,38 трлн руб. Это на 20% меньше, чем в 2024 г.

С другой стороны, как следует из данных системы по работе с тендерами «Тендерплан», за 8 месяцев 2025 г. по 44-ФЗ была завершена 34 771 госзакупка на строительство и ремонт дорог на общую сумму 1,37 трлн руб. За аналогичный период 2024 г. было совершено 32 415 таких закупок на 1 трлн руб., т. е. число конкурсов было чуть выше, но общая сумма - ниже.

Налицо устойчивое снижение количества дорожных закупок после пика в 2022 г., говорит Данильчик. Среди причин он называет перераспределение бюджетов на другие приоритетные направления, завершение крупных реконструкций прошлых лет и усиление контроля за эффективностью расходов.

Федеральный бюджет по итогам семи месяцев текущего года сложился с дефицитом 4,88 трлн руб., что составляет 2,2% от ВВП страны, следует из последних данных Минфина. Это более чем в четыре раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Если запланированные процедуры будут доведены до контрактов, финальные цифры 2025 г. частично отыграют падение, но рынок, вероятно, останется ниже уровня 2023 г., а тренд на более консервативную модель финансирования сохранится, полагает Данильчик.

Основным документом, регламентирующим порядок дорожных строек в России, является шестилетний план дорожной деятельности. Он был утвержден распоряжением правительства 31 марта 2025 г. (768-р). Он предполагает строительство и реконструкцию свыше 1900 км федеральных и 1700 км региональных автотрасс, в том числе около 900 км дорог на сельских территориях.

Согласно подсчетам «ВТБ инфраструктурного холдинга», в рамках плана на шесть лет распределено 8,7 трлн руб. бюджетных и внебюджетных средств. Из них большая часть - 7,1 трлн руб. - это средства на реализацию госпрограмм, например «Развитие транспортной системы». Через нее частично финансируются федпроекты «Развитие федеральной сети» и «Региональная и местная дорожная сеть», которые предполагают сохранение и улучшение нормативного состояния федеральных и местных дорог.

Вице-премьер Марат Хуснуллин в интервью «Ведомостям» в августе говорил, что все проекты дорожного плана ранжированы по степени влияния на экономику агломераций в зоне их притяжения, а также по протяженности действия эффекта от реализации проекта на стратегическое развитие территорий. Крупнейшие дорожные стройки - например, трасса от Джубги до Сочи в Краснодарском крае - разделены на этапы ввода.

Самой серьезной проблемой утвержденного плана научный руководитель Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин называл расходы на ремонт и содержание дорог в рамках госпрограмм. Сейчас, по его словам, на данный раздел заложено лишь 60% от необходимого объема средств. А объем грузовой работы (перевозка фурами) на дорожной сети с твердым покрытием в России с 2018 г. вырос в полтора раза, напоминает эксперт, не приводя абсолютных показателей.

Как правило, власти стараются критические проекты финансировать и реализовывать в полном объеме и вовремя, а откладывают то, что не угрожает безопасности на дорогах, отмечает первый заместитель гендиректора ЦСР Татьяна Горовая. Она напомнила о поставленных президентом задачах по приведению дорожной сети в нормативное состояние к 2030 г. и считает, что они будут выполнены. «Строить быстро, качественно с внедрением современных технологий мы уже умеем, поэтому говорить о негативном влиянии переноса финансирования еще очень рано», - резюмировала Горовая.

Источник: Ведомости

Фото: freepik

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!