DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Строительная отрасль-2025: мы оттолкнулись от дна?

Строительная отрасль-2025: мы оттолкнулись от дна?
Темпы роста в строительной отрасли, как и расходы на инфраструктуру, медленно, но верно идут вверх.

Представлен аналитический обзор Sherpa Group «Строительство в российских регионах: итоги первого квартала 2025 года». По данным Росстата, общий объем строительных работ, выполненных в российских регионах в I кв. 2025 г., достиг 3,03 трлн руб., что превысило на 6,9% в сопоставимых ценах результат за аналогичный период прошлого года.

Темпы роста в строительной отрасли оказались более высокими, чем год назад, когда они составили 1,7%. Увеличение, по оценке аналитиков компании, связано с более высокими расходами в рамках национальных проектов, повышенными вложениями в инфраструктуру со стороны региональных бюджетов, выполнением работ по предыдущим обязательствам и большей активностью в отраслевых госзакупках.

Самые высокие темпы роста по отношению к прошлому году наблюдались по итогам двух месяцев 2025 г.: 9,8%. В феврале увеличение объема строительных работ в сопоставимых ценах к февралю 2024‑го составило 11,9%. В марте прирост стал заметно более сдержанным: на уровне 2,6% к марту 2024‑го.

Лидерами по темпам роста объемов строительства в I кв. 2025 г. стали Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа: на 15,1% и 15%, до 310,4 млрд руб. и 300,8 млрд руб. соответственно. На Северо-Западе рост обеспечили 8 регионов из 11‑ти, наибольший вклад был со стороны строительной отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где активность связана с инфраструктурным, жилищным и промышленным строительством.

На Дальнем Востоке больше строили в 7 регионах из 11‑ти, но сильнее всего повлияла на высокий результат Амурская область, на которую в I кв. пришлось 30,1% строительных работ округа (90,6 млрд руб.). Значительный прирост в регионе связан с реализацией инвестиционных проектов в промышленности и инфраструктуре.

Снижение строительной активности в первом квартале 2025 года зафиксировано только в одном федеральном округе: Уральском - на 2,2%, до 442,7 млрд руб. Основное влияние на такую динамику оказали Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, на которые приходится почти половина всех строительных работ. Снижение в первом округе составило 6,2%, во втором - 27,1%. В ЯНАО падение строительной активности вызвано снижением инвестиционной активности и наблюдается с 2022 г.

Несмотря на заметный рост активности в строительной отрасли в первые месяцы 2025 г., аналитики полагают, что в следующем квартале он будет более сдержанным - в том числе из‑за существующей неопределенности в экономике с дальнейшей инфляцией, движением ключевой ставки, курсом валют и т. д. Стимулировать подъем в строительстве может смягчение денежно-кредитной политики, которое, впрочем, не произойдет мгновенно и может изменить тенденции лишь на рубеже 2025 и 2026 гг.

ТОП лучших регионов и антилидеров

Самый значительный рост объемов строительства среди российских регионов в I кв. наблюдался в Республике Алтай: почти в 2,8 раза, до 4,8 млрд руб. Это связано с относительно небольшой базой прошлых лет, а также с реализацией проектов в туристической инфраструктуре. Вскоре на отраслевую активность будут влиять работы по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска, для которой в марте 2025 г. было подписано концессионное соглашение.

У ближайших по темпам роста строительных работ регионов - Марий Эл и Ивановской области - отраслевая активность выросла в 2,1 и 2 раза соответственно, до 3,8 млрд руб. и 9,4 млрд руб. Оба региона в 2024 г., наоборот, демонстрировали заметное снижение объемов строительства, поэтому нынешний результат больше похож на возвращение к уровням двухлетней давности.

Самое существенное снижение расходов в I кв. наблюдалось в Калмыкии: на 94,4%, до 0,3 млрд руб. Республике не удалось удержать темпы строительства, которые наблюдались годом ранее: +765%; 5,4 млрд руб. Тогда они были сверхвысокими, и нынешние колебания также связаны с коррекцией аномального для региона уровня вложений.

К антилидерам по темпам роста объема строительных работ в I кв. относятся также Астраханская область (-79,1%, 3,2 млрд руб.) и Республика Тыва (-64,6%, 1,6 млрд руб.). В первом случае это может быть связано с меньшей инвестиционной активностью в регионе, во втором - менее активным жилищным строительством в начале года.

Доля топ-10 крупнейших по объемам строительства регионов в объеме строительства всей страны в I кв. достигла 47,6% или 1,44 трлн руб. Это выше, чем по итогам 2024 г. - 44,3%, но столько же, сколько в его первом квартале - 47,6%.

Москва остается лидером по абсолютному объему строительных работ - в I кв. они составили 416,9 млрд руб. Как и ожидалось, на смену продолжавшемуся почти весь прошлый год снижению отраслевой активности в столице сейчас вновь пришел рост. Увеличение объема строительных работ достигло 9,9% против снижения на 1% год назад. Рост был связан, в том числе с увеличением инфраструктурных расходов бюджета.

На втором месте в топ-10 крупнейших по строительству регионов по итогам трех месяцев оказался Красноярский край - 129 млрд руб.; рост на 26,7% к тому же периоду прошлого года. Он с небольшим отрывом опередил по объемам строительных работ Московскую область - 127,5 млрд руб. Год назад Красноярский край занимал восьмое место среди десяти крупнейших регионов отрасли. Укрепление края на общероссийском фоне связано с ростом инфраструктурных расходов, в частности, на строительство метрополитена и вложений в промышленность. В сфере строительства жилья в ближайшие месяцы в крае, наоборот, ожидают снижения.

Топ-10 ожидаемо покинул Ямало-Ненецкий автономный округ. По итогам I кв. новым участником топ-10 стала Ленинградская область, которая хоть и занимает в нем последнее место, но демонстрирует самые высокие темпы роста объема строительных работ среди всех десяти субъектов - на 64,5%, до 93,1 млрд руб. Это связано с ростом вложений в жилое, инфраструктурное и промышленное строительство.

Одним из потенциальных участников топ-10 в следующем квартале может быть Амурская область - 90,6 млрд руб., которая была в нем первые два месяца 2025 года, но не смогла удержаться по итогам трех. Темпы роста строительной активности в Приамурье выше, чем в Ленинградской области - +78,6%, а разрыв в объемах строительных работ не очень велик.

Отрицательная динамика в топ-10 в первом квартале была лишь у Ханты-Мансийского автономного округа - -6,2%; 122,7 млрд руб. и Татарстана - -9,5%; 109,8 млрд руб. В случае республики это была коррекция высокого отраслевого роста, который наблюдался почти весь прошлый год.

Вероятнее всего, строительство в большинстве крупнейших регионов в ближайшем квартале сохранит тенденцию к росту из‑за того, что они более устойчивы к дефицитам бюджета и более чувствительны к повышению инвестиционной активности со стороны частных инвесторов, которых может стимулировать смягчение или даже сигналы к смягчению денежно-кредитной политики.

Уровень годовой инфляции

По расчетам аналитиков компании на основе данных Росстата, на 1 апреля 2025 г. годовая инфляция в строительной отрасли составила 8,6%. В начале 2025 г. она была на уровне 7,8%. Ускорение отраслевой инфляции связано с ростом объема строительных работ в I кв. и общеэкономическими тенденциями, приводящими к росту цен в смежных сферах. Потребительская инфляция в годовом выражении на начало апреля 2025 г. составляла 10,3%. Разрыв между нею и строительной инфляцией сохраняется таким же, что и 3 месяца назад: 1,7%.

Инфляция в строительной отрасли отражает общее изменение уровня цен с 1 апреля 2024 г. по 1 апреля 2025 г. Она учитывает рост стоимости стройматериалов и оборудования, аренды техники, рост оплаты труда и т. д. В каждой из этих категорий рост цен может заметно отличаться от итогового.

Наиболее высокая строительная инфляция на конец I кв. наблюдалась в Южном федеральном округе: 10,6% в годовом выражении. Это на 0,9% больше, чем кварталом ранее. Ее рост мог быть связан с сезонным фактором и дефицитом ряда материалов.

Наименьшая строительная инфляция в I кв. была, как и раньше, в Северо-Кавказском федеральном округе - 6%. Регионы этого округа испытывают меньшую потребность в строительных ресурсах по сравнению с другими округами, кроме того, на пониженное значение инфляции могли также повлиять сдержанные темпы роста в отрасли в первом квартале.

Ожидается, что в ближайшем квартале отраслевая инфляция останется высокой. Ее снижение будет зависеть от дальнейшей динамики строительных работ и уменьшения потребительской инфляции.

Инфраструктурные расходы регионов

Объем расходов региональных бюджетов на инфраструктуру рассчитан по инфраструктурным кодам бюджетов субъектов Федерации. Такие коды учитывают вложения местных властей в строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.

Общий объем расходов региональных бюджетов на инфраструктуру в I кв. составил 291,2 млрд руб., что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Большую часть 2024 г. инфраструктурные региональные расходы отставали от уровня предыдущего года на эти же 15%. В I кв. отставание было даже больше: 22,3%. Ускорение бюджетных вложений наблюдалось лишь в ноябре и декабре. По итогам 2024 г. инфраструктурные расходы региональных бюджетов составили 1,99 трлн руб., на 8,8% меньше, чем в 2023‑м. Рост вложений был вызван большей определенностью с составом и финансированием новых национальных проектов, распределением федерального бюджета и межбюджетных трансфертов на первые 3 года их исполнения, а также более оптимистичными ожиданиями деловой активности в начале года.

Наиболее значительный рост инфраструктурных расходов региональных бюджетов в I кв. 2025 г. наблюдался в Уральском - +87%, до 21,9 млрд руб. и Сибирском федеральных округах - +68%, до 28 млрд руб.

Уральские регионы лидировали по темпам роста инфраструктурных расходов бюджета и по итогам 2024 г. В I кв. 2025‑го значительный рост отраслевых расходов наблюдался во всех субъектах Федерации, входящих в округ, за исключением Челябинской области, где было небольшое снижение.

В Сибири наибольший вклад в динамику инфраструктурных бюджетных расходов в I кв. внесли вложения в Красноярском крае и Иркутской области. При этом в Омской области, Туве и Хакасии в тот же период зафиксировано снижение отраслевых трат.

Самое значительное падение инфраструктурных бюджетных расходов наблюдалось в Южном федеральном округе - -35,2%, до 22,6 млрд руб. Причиной стала отрицательная динамика соответствующих трат во всех регионах, за исключением Астраханской и Ростовской областей, а также Калмыкии. Но объем инфраструктурных вложений этих трех регионов составлял лишь 5% от всего округа, поэтому они не смогли развернуть общий тренд. Южный федеральный округ показал самое значительное падение инфраструктурных расходов и по итогам 2024 г. - -22,6%, до 156,7 млрд руб.

Инфраструктурные расходы бюджетов регионов, не входящих ни в один из федеральных округов - федеральный образовательный центр «Сириус» и территории, включенные в состав Российской Федерации осенью 2022 г., - в I кв. 2025 г. снизились на 30,1%, до 0,9 млрд руб. Но в начале года подобные расходы на этих территориях не очень велики, кроме того, подавляющий объем вложений в инфраструктуру для них идет через федеральный бюджет и не отражается в этой статистике.

Бюджетные расходы Москвы, направленные напрямую на инфраструктуру, в I кв. составили около 74,5 млрд руб., увеличившись на 15,3% к результату годичной давности. В прошлом году в столице наблюдалось снижение этих расходов почти на 17%. Стимулирует рост в столице реализация проектов в транспортной инфраструктуре - строительство и ремонт дорог, новых линий метрополитена и др., реновации жилья и проектов комплексного развития территорий.

Рост инфраструктурных расходов бюджета в Санкт-Петербурге в I кв. составил почти 28,7% до 29,1 млрд руб. По итогам прошлого года увеличение этих вложений составило 19,2% и было связано с развитием дорожного хозяйства.

Ожидается, что в следующем квартале темпы роста инфраструктурных расходов региональных бюджетов могут замедлиться и будут ниже 15%, поскольку лимит таких трат на 2025 г. пока предполагает меньшее увеличение - примерно до 10%. Свое влияние на динамику инфраструктурных расходов регионов также окажут существующая экономическая неопределенность и по‑прежнему не очень высокая деловая активность.

По материалам Sherpa Group

Фото: https://www.dp.ru

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!