DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Строительство не сможет удержать темпы развития

Строительство не сможет удержать темпы развития
Объем строительных работ, выполненных в России в 2024 году, увеличивался минимальными темпами роста отраслевой активности за четыре года. Это связано с невозможностью удержать темпы отраслевого развития прошлых лет, завершением и «переупаковкой» национальных проектов, более осторожным финансированием инфраструктуры из региональных бюджетов, а также жесткими денежно-кредитными условиями, ограничивающими приток частных средств.

Опубликовано аналитическое исследование Sherpa Group «Строительство в российских регионах: итоги 2024 года». Согласно данным Росстата, объем строительных работ, выполненных в российских регионах в 2024 г., составил 16,78 трлн руб., что на 2,1% в сопоставимых ценах больше, чем по итогам 2023‑го. Такая динамика стала минимальной за последние 4 года - последний раз рост на таком же уровне в 2,1% наблюдался в 2020 г., когда отрасль и экономика были затронуты наиболее строгими ограничениями из‑за пандемии коронавируса.

Для сравнения: в 2023 г. рост в сопоставимых ценах составил 9%. Оценка роста была уточнена Росстатом в декабре 2024‑го, первоначально увеличение было на уровне 7,9%. На существенное замедление активности в строительной отрасли в 2024‑м повлияли высокие темпы роста в предыдущие годы, сохранить которые сложно даже в более стабильных условиях, ожидаемое завершение цикла реализации национальных проектов, временная неопределенность из‑за формирования мероприятий на следующие 6 лет, менее активное финансирование отрасли со стороны региональных бюджетов, более жесткая денежно-кредитная политика, которая ограничивала приток частных средств в отрасль. Наиболее заметный рост строительных работ наблюдался в декабре 2024 г. (на 7,5% к тому же месяцу 2023‑го), когда часть этих факторов была снята. В октябре и ноябре 2024 г. превышение составляло только 0,1% и 0,5% соответственно.

Лидером по темпам роста объемов строительства в 2024 г. стал Северо-Кавказский федеральный округ: на 11,2% в сопоставимых ценах, до 748,3 млрд руб. Это было вызвано возросшей активностью регионов округа в жилищном строительстве и развитием туристической инфраструктуры. Сильнее всего строительная активность на Северном Кавказе в 2024 г. выросла в Чечне (на 33,6%, до 167,9 млрд руб.).

Падение строительной активности по итогам 2024 г. наблюдалось в трех федеральных округах: Центральном (на 2,1%, до 4,26 трлн руб.), Сибирском (на 2,5%, до 1,84 трлн руб.) и Дальневосточном (на 5,3%, почти до 1,5 трлн руб.). Для ЦФО и ДФО подобное снижение не выглядит кризисным, так как годом ранее их темпы роста объемов строительства были на высоком уровне (10,3% и 22,5% соответственно), и результаты 2024‑го для этих округов можно считать естественной корректировкой. Лишь в случае с регионами Сибири наблюдается стагнация активности в последние два года.

По итогам 2024 г. в статистике строительной сфере, как и год назад, сохранилась доля неопределенности. Общий объем строительных работ, выполненный во всех регионах, составляет суммарно 16,52 трлн руб., а объем по России, приводимый Росстатом, на 260 млрд руб. больше - 16,78 трлн руб. По итогам 2023 г. такая разница была на уровне 200 млрд руб., но после декабрьского уточнения показателей она была распределена по соответствующим регионам и исчезла. Ожидается, что подобное произойдет и для 2024-го.

По данным на начало 2025 г., факторов в пользу того, что строительная активность продолжит падать или сохранится на прежнем уровне, пока больше: сдержанная инвестиционная активность крупных игроков, высокая ключевая ставка, старт новых инфраструктурных нацпроектов, которые, как правило, не финансируют сразу в полную силу, инерция в жилищном строительстве. Возможность роста в течение года не исключена, если эти ограничения будут постепенно исчезать, но пока маловероятна.

Динамика строительных работ в регионах

Уточнение оперативных данных повлияло на распределение и итоговую динамику строительных работ в регионах. Лидером по темпам роста в 2024 г. стал Севастополь, где объем работ увеличился на 76,1%, до 81,9 млрд руб. Месяцем ранее - до уточнения - рост составлял лишь 17,1%. Вероятно, помимо пересмотра, увеличению способствовали федеральные вложения бюджета, поскольку динамика в жилищном строительстве и инфраструктуре была отрицательной.

Значительно увеличение объема строительных работ зафиксировано по итогам 2024 г. также в Ленинградской области (на 37,6%, до 404,5 млрд руб.) и Туве (на 36,3%, до 26,6 млрд руб.). В первом случае это связано с повышенными вложениями в инфраструктуру, инвестиционные проекты, жилую и коммерческую недвижимость. Во втором - с созданием социальной инфраструктуры в рамках национальных проектов.

Самое существенное снижение расходов зафиксировано в Карачаево-Черкесии: на 49,5%, до 11,1 млрд руб. Частично оно вызвано произошедшим в декабре пересмотром итогов 2023 г.: объем строительных работ в республике был повышен на 35,6% относительно первоначальных значений (до 21,9 млрд руб.), что создало эффект высокой базы для сравнения с нынешними показателями.

В тройке регионов-антилидеров по темпам строительства в 2024 г. оказались также Архангельская область (на 40,3%, до 55,8 млрд руб.) и Марий Эл (на 38,5%, до 20,1 млрд руб.). Одной из причин снижения у области стало уменьшение инфраструктурных расходов бюджета, а республика показывала максимальное падение объемов строительства в стране почти весь год.

Лидер по абсолютному объему строительных работ - Москва - закончила 2024 г. со снижением показателя в сопоставимых ценах на 3,5% (до 1,98 трлн руб.). Это было вызвано уменьшением бюджетных расходов столицы на инфраструктуру, а также превышением ввода построенного жилья над запуском новых проектов. Ожидается, что такое снижение временное, а росту в отрасли вскоре будет способствовать активная реализация проектов комплексного развития территорий и продолжение реновации.

Несмотря на то, что в результате декабрьского уточнения статистики Татарстан оказался на третьем месте по объему строительных работ в 2023 г. (результат Московской области пересмотрели в сторону увеличения на 5,7%, до 719,4 млрд руб., против неизмененных 708,1 млрд руб. у республики), в 2024 г. он упрочил свое положение и занял второе место с гораздо большим отрывом.

Объем строительных работ в Татарстане в 2024 г. составил 908,9 млрд руб., что на 17,6% больше, чем годом ранее (это было самым высоким приростом в сопоставимых ценах в топ-10 регионов). У Московской области за тот же период - 745,7 млрд руб. и падение на 0,3%. Отраслевую активность в республике стимулировали реализация промышленных инвестпроектов, жилищное строительство и повышенные вложения в инфраструктуру.

Среди регионов, которые заметно улучшили положение в топ-10 в прошлом году, - Свердловская область, которая занимала седьмое место, а теперь стала пятым по объемам строительства регионом, а также Краснодарский край, переместившийся с восьмой на шестую позицию. На это повлияли как ускоренные темпы роста отраслевых работ в каждом из субъектов, так и более слабая динамика у сырьевых регионов, в прошлые годы входивших в пятерку лидеров (Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).

Наибольшее снижение строительной активности в топ-10 по итогам года было у Ямало-Ненецкого автономного округа: на 19,9%, до 481,6 млрд руб. Темпы падения были даже выше, чем в 2022 и 2023 годах (14,5% и 17,5% соответственно), что по‑прежнему связано со снижением инвестиционной активности. Если бы объем работ оказался на 0,5 млрд руб. меньше, то округ бы занял десятое место в топ-10, уступив по строительной активности Башкирии (481,1 млрд руб.).

Ожидается, что в 2025‑м большинство регионов топ-10 продемонстрирует сдержанную динамику строительства: у лидеров минувшего года из‑за высокой базы будет наблюдаться корректировка или менее интенсивный рост, а у тех, кто отставал, сохраняется мало стимулов для внезапного и резкого увеличения объема работ.

Падения и взлеты строительной инфляции

Согласно предварительной оценке на основе данных Росстата, на 1 января 2025 г. годовая инфляция в строительной отрасли составила 7,8%. Кварталом ранее ее оценивали в 8,2%.

Итоговое значение было меньше уровня потребительской инфляции в 2024‑м (9,5%), и это связано с более сдержанными темпами роста в строительной отрасли, чем в целом по экономике. На пониженное значение отраслевой инфляции также повлияло произошедшее в декабре уточнение данных за 2023 г. Для сравнения: для самого 2023 г. новое значение отраслевой инфляции после пересчета составило 6,4% (ранее 7%).

Самая высокая строительная инфляция по итогам 2024 г. зафиксирована в Сибирском федеральном округе - 10,6%. По сравнению с концом третьего квартала она снизилась на 0,2 п.п. На уровень инфляции влияла более сложная логистика в регионах, где строительная активность росла.

Минимальный уровень годовой строительной инфляции в 2024‑м был в Северо-Кавказском федеральном округе - 5,9%. Низкому уровню способствовала меньшая абсолютная потребность в строительных ресурсах (несмотря на рост активности, объем строительства в округе минимальный по стране) и относительная компактность территорий.

Динамика строительной инфляции в 2025 году будет зависеть от темпов роста или снижения объемов работ в отрасли и общеэкономических факторов. Пока не ожидается ее значительных колебаний в ближайшие месяцы.

Инфраструктурные расходы регионов

Общий объем инфраструктурных расходов региональных бюджетов по итогам 2024 г. составил почти 1,99 трлн руб., следует из подсчетов с использованием данных Единого портала бюджетной системы России. Это было на 8,8% меньше, чем в 2023 г. (2,18 трлн руб.), и примерно совпало с уровнем 2022 г. (почти 2 трлн руб.).

В конце третьего квартала 2024 г. отставание от аналогичных значений годичной давности составляло 15%, примерно на таком же уровне оно находилось большую часть года и лишь в последнем квартале его удалось сократить. Стимулом стала определенность с будущими инфраструктурными планами государства и распределением федерального бюджета на ближайшие 3 года, что косвенно влияет и на отраслевое бюджетное финансирование в регионах.

Рост инфраструктурных расходов государства по итогам года зафиксирован в двух федеральных округах: Уральском (на 14,9%, до 149 млрд руб.) и Северо-Западном (на 10,3%, до 309,9 млрд руб.). На Урале увеличились инфраструктурные вложения из бюджетов Челябинской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, на Северо-Западе выросли вложения сразу в шести регионах, среди которых крупнейшими по объему были Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области.

Самое значительное снижение инфраструктурных бюджетных расходов по итогам 2024 г. было в Южном федеральном округе (на 22,6%, до 156,7 млрд руб.), где из восьми регионов лишь 2 смогли их нарастить (Краснодарский край и Калмыкия). У остальных снижение было в диапазоне от 4% (Адыгея) до 58,4% (Ростовская область).

Среди регионов лидером по росту инфраструктурных трат стала Кировская область (в 2,9 раза, до 4,9 млрд руб.), что было связано с низкой базой предыдущего года. Антилидер - Чукотский автономный округ, где отраслевые бюджетные расходы снизились в 3,5 раза, до 1,9 млрд руб.

Расходы Москвы, направленные на инфраструктурные цели, составили 530 млрд руб., уменьшившись на 16,8% к предыдущему году. Пока это связано с тем, что новые инфраструктурные проекты по масштабам не полностью заменяют реализовывавшиеся в 2022‑2023 годах (Большая кольцевая линия метро, Московские центральные диаметры и др.). Но в перспективе вложения столицы в отрасль продолжат расти.

В свою очередь, второй по объему бюджетных инфраструктурных расходов Санкт-Петербург тратил на отрасль в 2024‑м на 19,2% больше (229,3 млрд руб.), чем годом ранее, а расположившаяся на третьем месте Московская область - лишь на 1,7% (130,6 млрд руб.) больше. Несмотря на то, что в целом по стране финансирование инфраструктуры из бюджетов регионов отставало от прошлогоднего уровня, худший сценарий с падением расходов ниже 1,9 трлн руб. не реализовался.

С учетом относительно невысокой базы минувшего года ожидается, что столь же сильного падения инфраструктурных расходов (на 9‑10%) в 2025 г. не случится, а шансы на сохранение или даже небольшой рост вложений существуют. Так, например, лимиты финансирования отрасли в начале 2025 г. утверждены в большем объеме, чем для 2024‑го. Впрочем, на динамику расходов регионов будут сильнее, чем год назад, влиять внешние факторы и общеэкономическая ситуация.

Объем федеральных бюджетных расходов на инфраструктуру по итогам 2024 г. составил от 780 млрд руб. до 900 млрд руб. Такой диапазон, с одной стороны, связан с увеличением расходов через инфраструктурные национальные проекты, с другой - с тем, что на уровне госконтрактов расходы увеличивались не сильно и средства не всегда шли непосредственно в строительство.

То есть суммарно из бюджетов всех уровней в инфраструктуру в 2024 г. было направлено примерно 2,8‑2,9 трлн руб. Это на 3,3‑7,4% меньше, чем в 2023 г. Тогда общие бюджетные расходы на инфраструктуру составили почти 3 трлн руб., в том числе объем региональных бюджетных расходов достиг почти 2,18 трлн руб., федеральных - 813,4 млрд руб.

Отношение инфраструктурных расходов к ВВП РФ за 2024 г. составило 1,4%, что является историческим минимумом за последние 6 лет. Максимальное значение было достигнуто в 2020‑м (2,2%).

Точный объем федеральных расходов на инфраструктуру за 2024 г. будет известен в конце весны - начале лета.

По материалам Sherpa Group

Этот материал опубликован в апрельском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке: https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2025_god_04_2025_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!