«СТТ-2025»: Большой смотр строительной техники
У выставки появился талисман
СТТ-2025 проходила в том же формате, что и в прошлом году. Напомним, теперь в ее состав входят известная всем выставка Строительной техники и технологий (СТТ), Главная выставка коммерческого транспорта и технологий в России (COMvex), сервиса (СТО Expo), Международная выставка логистики, транспорта, складской техники и оборудования (Logistika Expo).
Второй год работы в данном формате показал, что организаторы - ООО «СИГМА ЭКСПО ГРУП» - выбрали его удачно. Общая площадь выставок по сравнению с прошлым годом увеличилась - с 119 тыс. кв. м до 215 тыс. кв. м. Были заполнены все залы всех павильонов, все сегменты уличной экспозиции, между которыми перетекал плотный людской поток. По предварительной оценке, СТТ-2025 посетили более 80 тыс. человек - примерно на 10 тыс. больше, чем в прошлом году. Некоторые компании выставили на уличной экспозиции машины, а в павильонах арендовали стенды для запчастей к ним.
Несмотря на санкции, приехали компании из Японии, Южной Кореи, Германии - они представляли запчасти и комплектующие. Япония представила комплектующие даже на двух стендах - на одном для автомобилей, на другом - для строительной спецтехники. Санкции санкциями, но некоторые зарубежные бренды с нашего рынка и не уходили. К примеру, на СТТ присутствовал южнокорейский Hyundai - только представляли его российские дилеры.
В рамках каждой выставки прошла деловая программа. Впервые организаторы намерены разместить ее материалы в Интернете, на сайте выставки, чтобы все желающие смогли с ними познакомиться.
К 25-летнему юбилею снят фильм об истории выставки. Молодое поколение посетителей уже не знает, что в первые годы своего существования она проходила на Ходынском поле. На выходе из павильона к уличной экспозиции посетителей приветствовал бригадир Бобрович - талисман выставки. Фигура бобра сделана в человеческий рост. Издалека и правда можно принять за человека в костюме бобра. В добром юморе авторам идеи не откажешь, бобер - известный строитель и трудоголик. Организаторы заверили, что отныне бригадир Бобрович будет присутствовать на СТТ каждый год.
Новинки приходят с Востока
В развитии строительной техники продолжаются тенденции предыдущих лет. Конструкторы и производители стремятся сделать технику не только производительнее, но и более экологичной. О многих новшествах посетители узнавали на китайских стендах. Компания SANY, как всегда, организовала для посетителей развлекательные программы. Но не ради них шли сюда потоком специалисты. Чего только тут не было! Огромные карьерные экскаваторы и маневренные мини-экскаваторы, дорожная техника, которой специалисты насчитали восемь видов, автокраны, автобетононасосы и многое другое. Все модели обновлены, и экспертам только остается спорить, какая из них получилась более прогрессивной на сегодняшний день.
Китайская компания «LiuGong» появилась на выставке в позапрошлом году и сразу заявила о намерении закрепиться на российском рынке. И это у нее получается. На СТТ-2025 у нее был один из самых больших и посещаемых стендов. Здесь был представлен практически весь ассортимент строительной, дорожной и горнодобывающей техники. Китайские компании соперничали между собой и в традиционном конкурсе СТТ «Инновации в строительной технике в России». В номинации «Экскаваторы» - SANY и LiuGong; в номинации «Экскаватор-погрузчик» - XCMG и Shantui.
Кроме известных компаний каждый год из Китая приезжают не очень крупные и знаменитые производители. Далеко не все они находят себя в России. Но их тут же заменяют другие соотечественники. И количество китайских участников выставки не уменьшается. Подавляющее большинство компаний на СТТ-2025 были китайскими.
Создается впечатление, что нет ни одного вида строительной техники, который бы не освоили в Китае. На выставке была даже машина для уборки улиц и дворов - небольших габаритов, к ее дну прикрепляется щетка для того, чтобы подметать тротуар, или скребок для очистки снега, льда. Она очень хорошо может заменить дворников, которых в Москве, к примеру, не хватает.
Российским производителям остается учиться у китайских коллег, что они и начинают делать. В рамках деловой программы выставки проходила сессия, где обсуждались перспективы развития технологической и производственной кооперации в области машиностроения «Россия - Китай». Участвовали в мероприятии представители обеих стран. Видимо, не случайно сессия названа стратегической. Один из выставочных стендов украшал портрет китайского лидера прошлых лет Дэн Сяопина и его изречения. К моему удивлению, хозяевами стенда оказались россияне. Сказали, что долго работают с китайцами, многому у них научились. Вот и оформили стенд соответствующим образом.
И России есть, что показать
Присутствие на выставке отечественных компаний было достаточно ярким. Крупнейший российский производитель сельхозтехники Ростсельмаш осваивает линейку строительных и дорожных машин. На СТТ-2025 он впервые показал экскаватор-погрузчик собственной разработки с грузоподъемностью переднего ковша 3,1 т. Гидромеханические мосты пока зарубежные, но к началу серийного производства в 2028 году предприятие рассчитывает заменить их отечественными.
Расширилась география участников выставки. Компания «Кодар» приехала из Читы - привезла фронтальные погрузчики. С такого далекого расстояния на СТТ приезжают нечасто. Компания «ЧЕТРА» (Чебоксары) в выставках СТТ участвует не первый раз и, как правило, показывает машины, изготовленные из отечественных комплектующих. В этом году «ЧЕТРА» продемонстрировала новую модель мини-погрузчика с бортовым оборотом с полностью электрическим силовым агрегатом. У погрузчика три электродвигателя, а емкая батарея позволяет работать ему под нагрузкой не менее 16 часов. Заряжается батарея от 3-х фазной розетки за шесть часов. Сейчас погрузчик проходит финальные испытания и в скором времени будет запущен в серийное производство, рассказал представитель завода Григорий Александров.
Мир постепенно переходит от дизельных двигателей к электрическим. Это более «экологично» и менее шумно, что отлично подходит для работы в жилой застройке. В том же Китае на электричестве работают бульдозеры, экскаваторы, автотранспорт - электрическая техника там более распространена. В нашей стране пока нет массового применения электрической спецтехники, и хочется пожелать «ЧЕТРЕ» больших успехов.
По мнению экспертов, в этом году отечественные компании не показали ничего прорывного в производстве бульдозеров. Единственный образец, который они отмечают в своих обзорах, - бульдозер D2OH компании UNG. Бульдозерами компания занимается недавно, но получается это у нее неплохо.
Есть и сфера, в которой Китай нам не конкурент. Это производство ряда машин для содержания дорог. Их представило ООО «Промышленный меридиан» (Пермь). Особенно эффективны они зимой. Эта же компания изготавливает мульчеры - оборудование, с помощью которого расчищают территорию под новую застройку. Когда-то, чтобы освободить площадку от леса, его рубили, пни корчевали. Мульчер убирает лес и сразу перерабатывает древесину.
Авторитет отечественной техники у строителей постепенно растет. Это видно по итогам все того же конкурса «Инновации в строительной технике в России». В каждой номинации победителя определяет жюри и участники onlinе-голосования. Конкурс проводится с 2019 года, и первое время победителями оказывались иностранные бренды. Иногда жюри могло «в качестве поощрения» признать победителем отечественное изделие, но onlinе-голосование выигрывала импортная техника. В последнее время строители все чаще отдают предпочтение отечественной продукции. В этом году onlinе-голосование признало лучшими четыре российских машины. Среди победителей - гусеничный асфальтоукладчик «ДЕСНА 2100» производства ООО «НПО «ГКМП» (Брянск).
Трудно быть первым
«Асфальтоукладчик - не менее сложная по своей конструкции техника, чем, скажем, экскаватор, - говорит Сергей Алёхин, заместитель директора ассоциации «РОСАСФАЛЬТ». - От этой машины сильно зависит стойкость асфальтового покрытия. Очень долго у нас не было качественных машин. Еще лет 30 назад за укладчиком шли рабочие и трамбовали асфальт лопатами».
Последнее время в России эксплуатировалась западноевропейская техника. НПО «ГКМП» использовало часть западноевропейских комплектующих, но в связи с санкциями их поставки прекратились, и компании пришлось искать им замену.
Одним из важных и ответственных компонентов машины является гидравлика. Александр Веретенников, представитель завода-изготовителя рассказал, что в России ее делают всего в нескольких местах. Соотечественники затребовали такие деньги, что цена самого асфальтоукладчика в итоге могла стать неконкурентной. В итоге были выбраны поставщики из Беларуси, России и Китая.
Были проведены предварительные испытания на заводе, а затем натуральные - на федеральных дорогах «Урал», «Восток» и «Краснодар». А еще в продвижении отечественной техники необходимо участие самих строителей, тех, кто ее эксплуатирует. В разгар испытаний новой машины позвонил совершенно незнакомый человек и предложил свою помощь в ее освоении. Оказывается, Павел Шорников много лет работал на асфальтоукладчиках в компании АО «Высококачественные автомобильные дороги». Он услышал о российской машине и загорелся идеей поучаствовать в этом проекте, приехал на испытания в свой отпуск с другого конца страны, и его советы действительно помогли сделать укладчик лучше. Сейчас Павел руководит асфальтоукладочным комплексом в Ленинградской области.
В СТТ участвовали компании, желающие перейти на изготовление техники из отечественных комплектующих. Большинство говорят, что сталкиваются с их нехваткой либо с полным отсутствием - причем независимо от вида техники. Почти все жалуются на отсутствие качественной гидравлики - эти жалобы остаются неизменными все три года. В рыночных условиях спрос рождает предложение, но спрос на гидравлику растет, а предложение - нет. Увидим ли мы на следующей выставке больше изделий, полностью сделанных из российских компонентов? Будем наблюдать!
Следующая выставка СТТ состоится 26 - 29 мая 2026 года в Крокус Экспо.
Елена Бабак
Фото: Константин Голин, СТТ
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии